Если учитель или врач говорит вам, что у вашего ребенка дислексия не впадайте в уныние. Знайте, что сегодня в западном мире дислексия не считается болезнью или недоразвитостью, а относятся к особенностям в развитии. Им, кстати, отличались и отличаются многие знаменитые люди, среди которых Леонардо да Винчи, Альберт Эйнштейн и Билл Гейтс.
Откуда берётся дислексия и что делать?
Дислексия — это избирательное нарушение способности к овладению навыком чтения и письма при сохранении общей способности к обучению и нормальном интеллектуальном и речевом развитии. То есть человеку с дислексией трудно преобразовать слова в мысли, а мысли в слова. По данным Международной Ассоциации Дислексии сложности с освоением чтения и письма есть более чем у 15% населения Земли. Дислексия не является психическим отклонением, но представляет собой необычную особенность строения мозга. Это влечет за собой не только сложности и неприятности, но и дает людям с дислексией большое преимущество в образном мышлении и способность к нестандартным решениям.
Заключение о дислексии и дисграфии ставят только тогда, когда формирование письменной речи уже не получилось, то есть примерно в 10 лет. До этого возраста ребенок, может быть, просто еще не готов читать и писать. Его механизмы зрительной дифференцировки еще только созревают. Лучшая профилактика возможных трудностей с письмом и чтением — это постоянные занятия по развитию речи с ребенком: развитие умения выделять звуки в словах, расширение словарного запаса и работа над связностью речи.
Важно: если у вас появились подозрения, что у ребенка проблемы с чтением и письмом, то перед обследованием на *дислексию необходимо провести полное обследование зрения и слуха ребенка.
· Ребенок путает буквы по оптическому сходству: б - д; п - т; Е - З; д - у и т. д.
· Ребенок путает буквы по звучанию, плохо слышит разницу между ними. Смешиваются, например, гласные о - у, ё - ю; согласные р - л, й - ль; парные звонкие и глухие согласные, свистящие и шипящие, звуки ц, ч, щ.
· Ребенок не понимает, как на письме передать мягкость согласных. Например, сольить (солить), въезет (везет).
· Ребенок слитно со словами пишет предлоги и раздельно приставки.
· При чтении и письме пропускает целые слоги и окончания.
· Путает буквы местами. Если ваш ребенок допускает подобные ошибки, но они единичны, то дислексия тут, скорее всего, совершенно ни при чем.
Что делать, если у ребенка подтвердилась дислексия?
Упражнение «Корректурная проба»
Каждый день в течение 5 минут предоставляйте ребенку любой текст и попросите его зачеркивать в нем названные вами буквы. Сначала согласные «а, о, и т. д.». Затем и согласные. Когда ребенок сможет отчетливо зачеркивать нужные буквы, усложните задание и предложите гласные буквы обводить кружочком (назовите любую), а согласные – подчеркивать. Например, обведи все «о» в кружочек, а все «в» подчеркни. Ориентируйтесь на те согласные и гласные буквы, которые ребенку даются сложнее всего. Это упражнение позволит малышу запоминать буквы и убережет его от ошибок в чтении и написании в будущем. Заниматься следует каждый день в течение 2 месяцев.
Упражнение «Колечко»
Эта развивающая игра поможет развить мелкую моторику, память, внимание речь и устраняет признаки дислексии. Покажите малышу следующее действие: поочередно перебирайте пальцами рук, замыкая каждый палец в колечко с большим пальцем. Начинайте от указательного, заканчивая мизинцем. Затем начините обратный отсчет. Сначала упражнение выполняется одной рукой, а затем двумя. Заниматься с ребенком нужно 10-15 минут утром и днем на протяжении двух месяцев.
раскрыть » / « свернуть